24.10.2018 | Вся Рублёвка
Недавно в ресторане "Фарнегейт" прошёл закрытый показ работ живописца из Санкт-Петербурга Никиты Алтая. Экспозиция была представлена в рамках международного проекта "Атлас мистерий". Картины Никиты Алтая успешно экспонировались в ресторане "Фаренгейт" с весны этого года. А совсем скоро Москва ждёт очередную экспозицию "Атлас мистерий" на новой площадке.
Расскажи: почему псевдоним - Алтай?
На Алтае прошли наиболее счастливые годы моего детства. Я помню, как начало сгущаться мое самоосознание, как я начал проводить границу между сном и бодрствованием, как впервые задумался "вот я, а как я это понимаю, что я - это я". Тогда мне было около 4-х лет. Ну и, конечно, начало учебы в школе, игра в индейцев, покорение элеваторов, даже гостиниц и высоток - это было настоящее алтайское счастье.
Предгорья Алтая: река, рыба, солнце и запах тимьяна, разлитый над степью, перетекающей в сопки, поросшие соснами. Алтай: там моя душа и приземлилась в этот мир.
В твоём творчестве много мистики, персонажей из сказок и сновидений. Ты рисуешь сны? Ты материализуешь "четвёртое измерение"?
«Я сталкер, "таскаю из зоны хабар" (цитируя классиков). И живу в мире символов и знаков, преимущественно в изменённом - по отношению к общепринятому - состоянии сознания.
В детстве мне часто приходила мысль в голову: «вот ведь голова моя абсолютно пуста, я думаю только эту мысль и только сейчас, может я не нормальный, дурак?"
Позже, когда мысли стали захватывать меня, стало понятно, что способность к внутреннему безмолвию - великий дар. Это ключ, он же - дверь к нашей волновой природе. Мы ведь – не что иное, как самоосознающие бархатисто-радужные волны. Просто мы забыли об этом. Меня вдохновляет безграничность возможностей человека. Если человек сможет когда-либо выйти за пределы купания себя за хвост, это и будет квантовый скачок. Эта возможность наполняет меня гордостью бытия человеком.
Расскажи про свою семью. В частности, про прадеда баснописца Крылова. Ты себя ощущаешь правнуком? Есть его любимые басни?
Корни мои, как и у всех, разнообразны. С папиной стороны это крестьянско-казаческие течения, а с маминой - богомазы из Пскова и хороший ,но не богатый дворянский род. Вот в контексте этого дворянского рода моим прапрадедом является Иван Андреевич Крылов. По семейному приданию, круглый стол, за которым я сейчас пишу, принадлежал ему, так что его эманации пронизывают мой "уютный холостяцкий флэт'".
Басни Ивана Андреевича я люблю весьма. Но трудно сказать, что у меня есть некие любимые басни. Скорее всего это «хиты»: «Стрекоза и муравей», «Демьянова уха», «Волк и ягненок».
Я вне всякого сомнения черпал и черпаю вдохновение в его поэзии во время своих графоманских экзерцицций. Ведь кое-что из басен я знаю наизусть.
Ты считаешь себя российским художником или полагаешь, что искусство стоит вне государства? Мне кажется, что за твоим псевдонимом кроется мистика силы и влияния России во всём мире.
Да, конечно, я российский художник. Я вырос под сенью русской реалистической традиции, что ни говори. Но искусство – это инструмент объединения, а не разобщения, это как мозаика: формальные элементы разные, но объективно всё складывается в одну картину. То есть искусство – это глобальное понятие.
Ты бы хотел сказать Новое Слово в современном искусстве? Точнее так: каким могло бы быть это самое Новое Слово в живописи? Есть ощущение, что мы стоим на перепутье и вот-вот появится новый Вектор в изобразительном искусстве, который будет революционным.
У меня впечатление, что революционным сейчас является просто возможность поддерживать и создавать что-то красивое. Без желания эпатировать публику. В погоне за созданием чего-то «нового» мы утратили возможность видения красоты, мы смотрим на всё через экран своего телефона.
Я смотрю на художников, композиторов и писателей прошлого, осознаю в каких условиях, по сравнению с нами, они жили и то, что они смогли сделать, не смотря ни на что, в такие моменты моё сердце просто рвет на куски от восторга.
Что тебя вдохновляет?
Что может интересовать мужчину средних лет? - Конечно женщины. Женское тело это то, что приятно и интересно для воспевания, будь то поэзия или живопись. А если серьёзно, то давайте поразмышляем - чем отличается человек от зверя ((в генеральном смысле). Мы увидим, что отличие заключается в возможности создания из двух предметов третьего, техно. И на этом "техно" есть тонкий и никому не нужный налёт. Он называется "искусство". Немотивированные акты создания красоты, полет мысли, соединённой с глубоким чувствованием и завершенный способностью воплотить замысел в материал, это вдохновляет.
Я помню, ты как-то говорил о том, что искусство и секс - суть одно. Поэтому в твоих картинах много эротики?
Мне нравится чувство, возникающее при создания женского образа на холсте. Это фактически и есть секс с той девой, которую ты изображаешь. Переживания - эмоциональные и физиологические - очень похожи.
Что ты никогда бы не простил?
Внутри меня, как и внутри каждого человека, есть несколько персон. Первая из них имеет много концепций и довольно злопамятна. Но она так, наносное. Вторая же часть - она не действует в рамках оценочных категорий, сияет себе радугой и улыбается, у нее нет «понятия простил - не простил».
Какой совет дал бы человеку в 5 лет? В 15 лет?
Пятилетнему человеку я советую заняться спортом и никогда не прекращать и искусством каким-нибудь, но одним видом, и тоже не останавливаться. Ну и медитации, конечно. В пять лет люди ещё близко к изначальному.
А в пятнадцать все то же самое, что и в пять. Только развивать то, что уже умеешь. Важно не стремиться опыт набирать слишком быстро, любви подождать, а то потом её трудно почувствовать и узнать.
Что ты не станешь рисовать никогда? Есть ли для тебя табу в искусстве?
Портреты вождей современности не стал бы рисовать. Я просто вижу, как человек человека мучает и угнетает, хотя есть все возможности для того, чтобы этого не было. А вожди и политики просто амбиции свои чешут. Я их презираю за это, а сатириком быть не желаю.
Что для тебе сакральное в искусстве?
Да мы все уже проспали. Так то, если честно, сакрального нет ничего для нас, как для вида. А вообще-то это всё очень индивидуально и субъективно - что для кого сакрально. Главное быть честным с самим собой, видеть себя и не приукрашивать внутренне. Сакральность – это, на мой взгляд, чисто психологическое понятие.
Твоя мечта.
Ну, мечта моя, чтобы психоделическая революция произошла (духовная трансформация – иными словами). Чтобы, как в сказке все стало. И при этом братская любовь нелицемерная воцарилась бы между людьми - вот мечта моя. Остальное - так, тлен мелкий.
Что ты ценишь в людях?
В людях ценю честность и открытость, отсутствие двойного дна и задней мысли. Умение быть человеком независимо от обстоятельств. Тут важно понять, кто такой я. Одно дело - программа, которая самоутвердилась под воздействием среды в этом биологическом организме или сущность, путешествующая в пространстве и времени, безначальная и бесконечная.
Настала эпоха цифровой цивилизации. Поговаривают о скорой смерти печатной прессы и живописи. Что об этом думаешь?
Не, и печатное слово, и живопись не умрут на мой взгляд. Человеческое внимание - это же мышца, ее приятно напрягать. Образное мышление, опять же. Всегда будут люди, которым это интересно.
Считаешь ли ты академическую школу необходимой базой для художника или уметь рисовать - это не обязательно академизм?
Академическая школа и академизм - вещи разные. Прохождение обучения в академической школе рисования не гарантирует твоего становления художником и не обязывает тебя становиться академиком. Конечно, хорошо иметь навыки академического рисования и живописи. Но это по желанию, по любви. Ведь важен во всем вкус и баланс. Но уметь рисовать очень полезно.
Кто из художников, чьё искусство для тебя является ориентиром?
Ориентиром для меня являются мастера Возрождения. Их искусство содержит в себе все компоненты алхимической микстуры ,необходимой для осознания своей волновой природы. Они вкладывали такое количество внимания в свои вещи, что оно светит, как прожектор . После них уже пошел жанр, а жанр выродился в прием. Хотя порой эти вещи тоже впечатляют, но по-другому.
Таким образом, Леонардо, Микеланджело, Дюрер, Тициан, Тинторетто, Рафаэль, Грюневальд, эль Греко – я их люблю, знаешь, как «внук» что ли. Когда я о них думаю, у меня слезы на глаза наворачиваются (в хорошем смысле).
Ты много путешествуешь по Юго-Восточной Азии. Тебя вдохновляет этот регион? Ты занимаешься восточными практиками и привносишь их результаты в свои работы? Или для тебя творчество и практика - суть одно?
Я воспринимаю свою жизнь как создание некоего художественного произведения. Есть персонаж и он должен пройти определённый путь, принять участие в определённых событиях. Восточные практики позволяют избежать значительное количество глупостей в процессе этого путешествия – с одной стороны – и более глубоко и полноценно погрузиться в эту игру – с другой.
Мог бы ты сказать, что твои картины - обереги, талисманы, предметы силы? Я вот о чём: можно ли говорить, что, приобретая твою картину покупатель приносит в дом нечто большее, чем просто искусство?
Я считаю, что мои картины – это окна в ту реальность, которую я воспринимаю своим внутренним взором. Кому-то она может показаться несколько странной и порой мрачноватой, но это ошибочное восприятие. Для меня понятия «интересное» и «страшное» очень сильно взаимосвязаны. Все мы помним свои детские впечатления, когда любопытство побеждало страх. Страх – это первый страж на пути познания.
Как ты полагаешь: инвестиции в современное искусство - это надёжно? Имеет смысл смотреть в эту сторону?
На мой взгляд инвестиции в искусство – это единственно правильные инвестиции. Вкладывая средства в искусство, мы развиваем свой эмоциональный центр. А это развитие ведёт к духовной эволюции. А духовно надо расти, иначе кранты.
Если бы у тебя была возможность составить обращение к человечеству и выступить с ним в ООН, например, что бы это было?
Выступить в ООН! Какой пафос! Я лучше бы, наверное, детям сказки почитал, чем группе тупых «утырков» пытаться мысль донести. Там статуи соляные сидят, уже бы давно всё исправили, если бы хотели.
Алёна Антонова